ЧаВо начинающих фотографов

ЧаВо начинающих фотографов

Из книги “Книга для Фото – любителей”. Издательство “Московский рабочий” 1969.

01. Отчего портреты бывают похожие и непохожие?

На этот вопрос более 90 лет назад ответил Ф. М. Достоевский:

“… Фотографические снимки чрезвычайно редко бывают похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было бы ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон в иную минуту вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным”.

К середине XIX века искусство фотопортрета в России достигло высокого мастерства, и один из художественных портретов дал Достоевскому повод сказать словами другого своего героя:

“Я не знал и ничего не слыхал об этом портрете прежде, и что, главное, поразило меня — то необыкновенное в фотографии сходство, так сказать, духовное сходство,— одним словом, как будто это был настоящий портрет из руки художника, а не механический оттиск”.

Эти высказывания писателя, взятые из романа “Подросток” (1875 г.), ярко характеризуют разницу между плохим и хорошим портретами.

02. Что значит нефотогеничный и верно ли, что не все люди могут хорошо получиться на фотоснимке?

Фотогеничностью называли наличие внешних данных, благоприятных для воспроизведения на фотоснимке; сейчас, с развитием съемочной техники, это представление утратило свое значение. Любой человек может хорошо (то есть похоже) выйти на снимке при внимательном отношении фотографа к своей работе и при надлежащей его квалификации.

03. Есть ли связь между формой головы портретируемого и освещением?

Узкую длинную голову лучше осветить спереди, так как при боковом освещении голова резко разделяется на свет и тени и потому кажется еще более узкой.

Полное круглое лицо, наоборот, целесообразно освещать сбоку: благодаря делению его светом и тенями оно не будет выглядеть на снимке слишком широким.

04. Какое фокусное расстояние лучше для портретной съемки малоформатным аппаратом: 85 или 135 мм?

Большинство портретистов предпочитают 85, и это обосновано, если не ставятся особые изобразительные задачи.

05. Как фотографировать людей, постоянно носящих очки: без них они выглядят непривычно, а стекла очков дают блики, закрывающие глаза?

При съемке человека, постоянно носящего очки, его надо посадить (по отношению к аппарату и источнику света) так, чтобы стекла очков не давали бликов при рассматривании изображения но матовому стеклу или в видоискатель. Чтобы при очках для сильно близоруких глаза не увеличивались, можно воспользоваться приемом профессиональных фотографов: предложить портретируемому надеть оправу без стекол.

06. Как смягчить веснушки при портретной съемке?

Для смягчения и устранения веснушек в портрете, фотографируя на изопанхроматической пленке, применить плотный желтый ЖС-17 пли желто-зеленый ЖЗС-5 светофильтр.

07. Как получить совершенно светлый фон при портретной съемке?

Белой ткани недостаточно—фон все равно получится немного серым. Белый фон надо отдельно осветить сильной электролампой, поместив ее непосредственно позади объекта и направив на фон. Лампа может не иметь рефлектора, если доступ ее прямых лучей к фотоаппарату прегражден фигурой портретируемого.

08. Как смягчить сильные контрасты при портретной съемке летом на солнце?

Снижению контраста объекта способствуют простые средства:

а) природный отражатель света (песок на пляже, пода, светлая стена и т. д.); при этом модель фотографируют против света;

б) ручной отражатель (лист белого картона, бумаги, газета, раскрытая книга, полотенце, даже носовой платок). Угол отражателя по отношению к солнцу выбирается с таким расчетом, чтобы на лицо снимаемого отражалось максимальное количество света;

в) подсветка импульсной вспышкой при короткой выдержке центрального затвора;

г) съемка в облачный день;

д) экспонирование по теням (с передержкой сильных светов) и последующее некоторое недопроявлеиие;

е) расположение объекта в тени здания, под деревом и т. д.

09. Как сделать автопортрет?

Вот несколько практических способов:
а) сниматься в зеркале. Чтобы фотоаппарат не попал в кадр, держать его низко или сбоку;
б) пользоваться автоспуском. Это даст автопортретисту время возвратиться в избранное положение. Если аппарат не имеет встроенного самоспуска, воспользоваться подвесным;
в) спускать затвор при помощи шнура или другого дистанционного управления. Зеркало позади камеры даст фотографу возможность видеть принятую им позу;

10. Какой светофильтр нужен для съемки группы людей на фоне зелени в солнечный день?

Для съемки а солнечный день группы люден на фоне зелени при изопанхроматическом негативном материале пользуются средним желтым светофильтром.

11. Какую взять выдержку для съемки пейзажа или дальнего плана в обрамлении арки ворот или окна, из которых производится съемка?

Если можно оставить арку в виде черной рамки, то выдержка определяется по освещенном; пейзажу. Если же надо получить детали арки, то при той же выдержке их подсвечивают импульсной вспышкой.

12. Как в пейзажном снимке летом на солнце смягчить сильный контраст?

Помогают переэкспонирование вместе с недопроявлением. Например, морской пейзаж с солнцем против света, с солнечной дорожкой на переднем плане, очень выигрывает в отношении контраста при передержке до четырехкратной и недопроявлении на 1/3 положенного времени.

13. Что надо учитывать при съемке снежных пейзажей?

В пасмурную погоду снег получается на снимке серым, бесформенным. При солнце голубые тени на снегу выявляются панхроматической пленкой со светлым желтым фильтром ЖС-12.

Кратность светофильтров увеличивается по сравнению с летней съемкой примерно в полтора раза, так как изображение состоит глазным образом из голубых лучей, которые сильнее прочих задерживаются желтыми фильтрами.

Изобразительно лучше выходят небольшие ближние объекты, а не широкие снежные пейзажи. Удаче снимка способствует передний план (следы ног, лыжня); надо обратить внимание на то, чтобы он был резким, с таким расчетом и фокусировать по кольцу глубины резкости.

Как всегда, наиболее благоприятно освещение рано утром и ближе к вечеру. При низком стоянии солнца создается много теней на снегу, что увеличивает его пластичность.

Фотографируя на панхроме горный пейзаж на высоте более 1200 м над уровнем моря, не надо применять желтого фильтра, ибо глубоко синее небо получится тогда почти черным.При солнце здесь целесообразно использовать ультрафиолетовый фильтр, так как .5сз него легко возникают нерезкости, особенно в середине дня.

Снежные снимки не следует печатать на фотобумаге с кремовой или другой окрашенной подложкой.

14. Почему при съемке на зимней натуре показания фотоэлектрического экспонометра нередко приводят к недодержке?

В то время как экспонометр и зимой правильно определяет выдержку для ближних планов и всех сюжетов, в которых снег и лед не являются составной частью, даже небольшой хорошо освещенный снежный сугроб в угле зрения экспонометра в несколько раз уменьшает правильный результат. Тут происходит то же самое, как если летом направить экспонометр в сторону солнца. Он покажет предельно короткую выдержку, хотя солнце занимает лишь незначительную часть кадра.При снеге, отражающем солнечные лучи в экспонометр, это искажение меньше, но все же экспонометр иной раз показывает лишь четверть необходимой выдержки.

15. Как снимать покрытые инеем деревья?

Для успеха съемки нужен хороший сверкающий день. Эффект инея усиливается при контражуре и обычной для него недодержке. Скажем. 1/100 или 1/1000 сек. при диафрагме 16. Подумайте и о фоне: заснеженные деревья лучше выделяются на синем небе, чем на светло-сером. Для притемнения неба используется желтый светофильтр; одновременно лучше выделится иней.

Даже на цветных снимках иней редко получается столь эффектно сверкающим, каким мы его видим. Фотоаппарат запечатлевает только короткий момент, в то время как в нашем зрительном центре суммируется ряд впечатлений от переливающихся искр света (так же. как при съемке дождя или душа).

16. Каким образом на снимках получают солнце крупным без ореолов и вуалирования фотопленки?

Для этого солнце фотографируют вслед за восходом или перед заходом, при низком его стоянии, а также в зимние дни с морозной дымкой. Когда багровый диск солнца как бы висит в тумане, свет его ослаблен и безопасен для пленки, а солнце получается отчетливым. Для крупного масштаба солнца применяют телеобъектив.

17. Почему снимки при лунном свете получаются неестественными, почти без теней?

Луна движется, и по мере ее продвижения тени тоже перемещаются. В течение требуемой очень длительной выдержки (см. 26) широкие тени расплываются к краям, а узкие тени могут совсем исчезнуть. Поэтому-то на снимке сюжет лишается теней и кажется более мягким, чем его видел глаз во время съемки.

18. Какие выдержки нужны для ночной съемки освещенных улиц?

Объекты бывают темнее и светлее, освещение разной яркости, поэтому назвать определенные выдержки невозможно—они зависят от световых условии. чувствительности пленки, светосилы объектива и желательного результата.

Для газосветных реклам и городских огней достаточна моментальная выдержка в 1/30 сек. при полном отверстии объектива. Если желательно получить поверхности зданий, отражающие свет, с деталями в полутенях, выдержку надо увеличить до 30 сек. и более при диафрагме 5,6. Однако в благоприятных случаях пленка r 250 единиц ГОСТа при светосиле 2 позволяет обходиться выдержками от 1/15 до 1/2 сек.

19. Как делаются снимки у костра?

Ночные съемки на тему “у костра” (пионерский костер, туристы, охотники, рыбаки) почти всегда делаются с подсветкой фотовспышкой: кто-нибудь из сидящих вокруг костра по сигналу фотографа производит импульсную вспышку или бросает алюминиевый порошок в огонь, обязательно в таком место, которое загорожено от фотоаппарата чьей-либо фигурой. Чтобы порошок не разлетелся, его надо завернуть в одни слой бумаги и бросить по ветру, дующему в сторону костра. При импульсном фотоосветителе, чтобы сохранить эффект ночного костра и не переосветить, диафрагму надо уменьшить по сравнению с той, которую предписывает ведущее число.

20. Можно ли получить “ночной снимок” при дневном свете?

Съемка “под ночь” производится днем, при синем небе; пасмурное небо никак не удастся отфильтровать. и оно не получится достаточно темным. Такая съемка основана на сильной недодержке теней.

Пленка берется обычная изопанхроматическая, светофильтры: при ярком освещении—плотный красный;

для полутеневой зоны—светлый красный Кратность фильтра не учитывается и, кроме того, выдержка уменьшается примерно в 4 раза.

Эффект становится естественнее, если в кадр ввести натуральный световой источник, например светящееся окно: его затягивают бумажной калькой или простыней, а за ним ставят (несколько в стороне, чтобы не просвечивали на снимке) яркие лампы.

21. Трудно ли сфотографировать молнию?

Нет ничего проще, так как молния сама себя снимает. Газетные сообщения о необычайной оперативности, проявленной фотографом, в короткий миг сумевшим схватить молнию,—плод заблуждения их авторов: молния длится миллионные доли секунды, и поспеть тут никто не сможет- Да и не надо вовсе.

Желая сфотографировать молнию, вечером или ночью во время грозы аппарат ставят на окно, объектив—на бесконечность, диафрагму 11–16 и направляют его в ту сторону, где можно ожидать появления молнии. Затвор оставляют открытым для длительной выдержки. Когда в ноле зрения аппарата блеснет молния, она сама проэкспонирует весь пройденный ею путь. Не закрывая затвор, можно дать запечатлеться на одном кадре нескольким молниям. Силуэты ближних зданий или деревьев оживляют снимок.

Первый снимок молнии на сухой пластинке сделал Роберт Гёнзель в городе Либерец (бывший австрийский город Рейхенберг), Чехословакия, 6 июля 1883 г.

Более подробную информацию о методологии фотосъемки молний вы можете почерпнуть в статье Приемы многократного экспонирования , а полезные ссылки по этой теме в нашем разделе www-ресурсов.(Ред.)

22. Что может дать инфракрасная фотография художественной фотографии?

Инфракрасная фотография повышает эффекты пейзажных и архитектурных снимков. Само собой разумеется, обязательно применение красного или черного светофильтра. Ниже рассказывается, как цвета будут передаваться в позитиве, какие краски получатся в тонах серой шкалы светлее, какие темнее обычного.
а) Зелень листьев выйдет значительно светлее.
б) Зелень хвойных деревьев будет тоже светлее, чем она передается обычно, но не такой светлой, как зелень листвы.
в) Ясноесинее небо, снятое при полуденном свете, выходит очень темным, если не совсем черным.
г) Белые облака на синем небе выделяются сильно.
д) В контражуре синее небо окажется не столь темным.
е) Серое небо будет, как правило, относительно светлее.
ж) Теплые цвета—от желтого до красного—всегда получатся светлее.
з) Теневые части объекта всегда будут очень темными.

Другая область применения инфракрасной фотографии — искусственная “ночная” съемка.При съемке в инфракрасных лучах дневное синее небо получается очень темным, создавая впечатление ночного снимка. Инфракрасную съемку применяют в кинематографии. когда требуется получить ночные кадры,

С более подробной информацией о инфракрасной фотографии вы можете ознакомиться в статье Инфракрасная фотография FAQ (Ред.)

23. Почему снимки на инфракрасной пленке иногда выглядят так же, как на обыкновенной?

Это происходит, если фотографировать без надлежащего светофильтра. Инфракрасные пленки чувствительны также и к синему цвету. Для получения ожидаемого эффекта необходимо исключить синие лучи при помощи светофильтра. Плотный красный фильтр полностью срежет синие лучи, создавая истинный эффект инфракрасного снимка с темным небом и тенями, резко контрастирующими с белыми облаками и зеленой листвой.24. Что такое гримировка машин для фотосъемки?

При фотографировании станков, машин и их деталей нередко случается, что темные объекты плохо отделяются от фона окружающей обстановки. Тогда и выручает так называемый “грим” машин, достигаемый или светом (например, контражурная съемка черных станков) или нанесением какого-либо покрытия (припудривание тальком, обмеловка, оконтуривание и т. п.)

25. Что нужно для получения хороших репродукций?

Для получения хороших репродукций необходимо подобрать пленку, проявитель и фотобумагу, соответствующие по контрастным характеристикам репродуцируемому оригиналу. Так, например, на обычных негативных пленках “Фото” никогда не удастся хорошо передать штриховой оригинал ввиду недостаточной для данной цели контрастности этих пленок. Здесь понадобилась бы позитивная пленка, энергично работающий проявитель и очень контрастная фотобумага. Тоновые репродукции можно делать и на обычной негативной пленке, проявлять стандартным проявителем № 1.

26. Какие светофильтры нужны при репродуцировании на обычной фотолюбительской пленке?

При репродуцировании на черно-белой изопанхроматической пленке выбор светофильтра зависит от характера оригинала. Пленку следует брать низкой чувствительности.

а) Синьки (чертежные светокопии на употреблявшейся ранее ферропруссиатной бумаге с белыми линиями на светлом синем фоне). Для повышения контраста — оранжевый или светлый красный фильтр.

б) Чертежные светокопии на диазотипной бумаге с темно-фиолетовыми линиями на желтовато-розоватом фоне. Контраст улучшается светлым красным фильтром.

в) Пожелтевшие страницы с черным текстом. Для выбеливания желтого и получения хорошего контраста—темный желтый или оранжевый фильтр,

г) Выцветшие, пожелтевшие снимки. Для повышения контраста—темный синий фильтр.

д) Выцветшая коричневатая или пожелтевшая краска. Для большего контраста—темный синий фильтр.

е) Отпечатки тона сепии- Для правильной тонопередачи—без фильтра, для усиления контраста—темный синий или зеленый фильтр.

ж) Пятна. Для устранения пятен—фильтр того же цвета, что и пятно, но несколько темнее по цветовому тону. Это отпадает для черных и некоторых коричневых пятен.

Для получения достаточного контраста репродукций проявлять пленку следует на 20% дольше нормальной.

27. Почему при репродуцировании серого изображения на желтом фоне не удается получить хорошего негатива с достаточным разделением цветов: негатив вял, монотонен?

При пересъемке серого на желтом фоне может помочь перекодирование (контратипирование) — получение нового негатива с улучшенным контрастом. Состоит оно в том, что с первоначального негатива печатают диапозитив на контрастной позитивной или фототехнической пленке и проявляют в соответствующем материалу проявителе. Затем с этого диапозитива на том же материале печатают второй негатив, называемый дубль-негативом, или контратипом. Таким образом контраст первоначального негатива повышается дважды. Если же этого окажется недостаточным, всю процедуру можно повторить.

28. Как со старых фотокарточек изготовляют большие увеличения? Нельзя ли это сделать самому?

Пересъемка со старых фотокарточек делается по обычным правилам репродуцирования с последующим увеличением и весьма значительной ретушью, граничащей с дорисовкой.

Для этого необходимы большие профессиональные навыки по сплошной портретной ретуши, и фотолюбителю выполнить такую работу было бы затруднительно.

29. Как при съемке большой штативной камерой укреплять в ее деревянных кассетах листы плоской пленки?

Один из способов крепления плоской пленки в кассете, наиболее простой и целесообразной,— это приклеивание пленки к вложенному в кассету стеклу посредством специально приготовляемого невысыхающего клея следующего состава:

Вода …………. 100 мг
Желатина ………… 9 г
Глицерин ……….. 16 мл

Приготовляя клей, кладут желатину в указанное количество холодной воды и размачивают ее в течение получаса (без помешивания), затем ставят в водяную баню при 50—60° и, когда она полностью растворится, добавляют глицерин и хорошо размешивают.

Чуть теплый клей наливают па тщательно вычищенное зеркальное стекло и равномерно распределяют по нему; при этом толщина слоя должна быть 0,3— 0,4 мм (излишек слить). По застывании клея политое им стекло выдерживают сутки, предохраняя от пыли, Пленку накладывают на стекло фотослоем кверху и прикатывают валиком. Она прилипает к стеклу, а после съемки легко снимается. Эту операцию можно повторять много раз.

Способ удобен еще и тем, что пленка может быть любого меньшего размера, чем формат кассеты. Когда клеевой слой износится, его смывают теплой водой и заменяют новым.

30. Может ли фотолюбитель сфотографировать спутник Земли?

Практика показала, что фотолюбители легко фотографировали полеты спутников и их ракет-носителей. Сами эти объекты не светятся, но, будучи металлическими полированными телами, хорошо отражают солнечные лучи. Поэтому даже при небольшой отражательной поверхности их можно видеть невооруженным глазом (а значит, и фотографировать) при соответствующем угле по отношению к фотографу и Солнцу, а это бывает непосредственно перед восходом Солнца и после его захода, когда спутник контрастирует с темным небом.

Для съемки нужно зарядить фотоаппарат высокочувствительной пленкой, установить на штатив и направить на ту сторону небосвода, где ожидается появление спутника или ракеты-носителя. Затвор должен быть открыт в течение всего времени прохождения спутника по небосводу. На снимке получится след спутника в виде белой линии на темном небе; кругом будут белые точки звезд (а при длительной выдержке—белые черточки). Час и дату съемки надо записать.

31. Как во время сеанса фотографировать с киноэкрана отдельные кадры?

На киноэкране ежесекундно сменяются 24 кадра, каждый из которых представляет статичный моментальный снимок. Таким образом, здесь действуют правила репродуцирования плоского объекта: фотоаппарат надо расположить против центра экрана по оси проекции (насколько это возможно в зрительном зале) на таком расстоянии, чтобы получить изображение во весь кадр; заботиться о глубине резкоизображаемого пространства не приходится. Особо хорошие результаты дает примерно середина 6—10-го рядов партера. Полезно заранее наметить кинотеатр и по видоискателю определить наилучшую точку съемки. При длиннофокусном объективе отличная позиция в 1-м ряду балкона, к тому же здесь фотограф не будет мешать зрителям.

Яркость изображения изменяется в зависимости от освещенности и отражательной способности данного киноэкрана и от избранного кадра. С нормального театрального экрана обычно удается удовлетворительно фотографировать па пленке в 130 или 250 единиц ГОСТа при диафрагмах от 1,5 до 3,5 (следует сделать ряд пробных съемок). Выдержка во всех случаях съемки с киноэкрана может быть только одна; 1/25 или 1/30 сек. При большей выдержке можно захватить два соседних кадра и снимок будет размазан, при меньшей—попасть в промежуток между кадрами.

Если фотоаппарат поставить на штатив и навести, то затем останется лишь переводить пленку и нажимать спуск затвора, спокойно занимаясь выбором кадров.

Снимок с киноэкрана можно увеличить до размера открытки. Широкоэкранный и широкоформатный фильмы потребуют, разумеется, более удаленной от экрана съемочной позиции. Чтобы уверенно выбирать кадры, полезно предварительно просмотреть фильм.

Комментарии

Добавить комментарий