Чувствительность ЭОП является интегральной характеристикой и зависит от чувствительности каждого пиксела. Чувствительность пиксела в абстрактном понимании аналогична КПД (коэффициенту полезного действия), то есть представляет собой некое дробное соотношение. Знаменателем этого соотношения будет общее количество фотонов, попавших на светочувствительную область пиксела, а числителем — объем электронов, сгенерированных фотоэлементом матрицы и попавших в потенциальную яму. Таким образом, чем выше этот воображаемый КПД, тем выше чувствительность матрицы. Однако для получения качественного кадра должно выполняться еще одно условие.
Чтобы сенсор мог работать и в сумерках, и на ярком солнце, от каждого пиксела требуется довольно «емкая» потенциальная яма. Эта яма, с одной стороны, должна «удержать» минимальное количество электронов при слабой освещенности, а с другой -вместить большой заряд, получаемый при попадании на сенсор мощного светового потока. Следует помнить также, что кадр может содержать как ярко освещенные участки, так и глубокие тени, и желательно, чтобы все их оттенки отображались на сформированном сенсором изображении.
Способность накапливать электроны именуется предельным уровнем заряда (quantum efficiency), именно от этой характеристики зависит динамический диапазон сенсора.
ПРИМЕЧАНИЕ
Динамический диапазон — способность ЭОП отличать самые темные оттенки от самых светлых. Зависит от предельного уровня заряда, накапливаемого элементом ЭОП. Чем шире динамический диапазон, тем большее количество оттенков будет присутствовать на снимке.
В некоторых случаях того минимального заряда, который удержала яма, все-таки недостаточно для дальнейшей обработки. И тут в ход идет увеличение чувствительности.
В отличие от светочувствительности фотопленки, которая не может изменяться от кадра к кадру, чувствительность цифровой камеры может настраиваться индивидуально для каждого кадра. Делается это путем простого усиления сигнала на выходе с матрицы, такая процедура чем-то сродни повороту регулятора громкости радиоприемника.
Увеличение чувствительности позволяет получить нормальную экспозицию кадра в тех случаях, когда один либо другой экспо-параметр (а порой и оба) не может быть больше или меньше определенного значения. Наиболее распространенный пример — необходимость иметь большую глубины резкости (малую диафрагму) при съемке движущихся объектов («короткая» выдержка). Тем не менее применение высокой чувствительности имеет оборотные стороны.
В обычной фотографии светочувствительные пленки обладают повышенной зернистостью. В цифровой фотографии присутствует другой неприятный эффект — раскиданные по всему кадру пикселы разного цвета. Виной тому тепловой шум.
Под этим названием подразумевают паразитные заряды, которые при закрытом затворе хаотическим образом скапливаются в элементах матрицы под воздействием эффекта термогенерации электронов. При считывании сигнала они добавляются к заряду пиксела, искажая его истинное значение. Именно они являются причиной точек посторонних цветов, раскиданных по кадру.
При увеличении чувствительности, то есть усилении сигнала, идущего с матрицы, их количество значительно растет. Следуя аналогии с радиоприемником — чем выше громкость, тем сильнее шум от помех.
Кроме того, тепловой шум возрастает при больших выдержках -чем больше время экспонирования, тем больше «тепловых» электронов успевает «набиться» в потенциальную яму.
Таким образом, пользователь может испортить кадр двумя способами — либо увеличить чувствительность, либо выбрать «длинную» выдержку. Справедливости ради стоит сказать, что большое время экспонирования все-таки меньше искажает кадр, чем манипуляции с чувствительностью.
В любом случае с тепловым шумом надо бороться. И чтобы минимизировать это вредное влияние, применяется ряд мер.
Иногда проблему решают «в лоб». Чтобы уменьшить влияние термоэлектрических эффектов, используют различные схемы теплоотвода. В частности, иногда в качестве теплообменника используется металлический корпус камеры, в студийной фототехнике работают более сложные схемы. Однако этот подход не применим к любительским камерам, ограниченным по весу и габаритам.
Для определения усредненного значения теплового шума используются «черные»- пикселы —- столбцы и строки на краях матрицы, покрытые черным светофильтром. Усредненное значение заряда, снятого с «черных» пикселов, называется уровнем черного цвета. Разумеется, что при разных условиях эксплуатации (температура окружающей среды и самой камеры, ток аккумуляторов и т. д.) уровень черного цвета будет разным. Если брать его значение за «нулевую отметку», то можно определить истинный заряд «рабочих» пикселов.
Однако проблема в том, что в каждом пикселе по-разному протекают процессы термогенерации, поэтому «черные» пикселы панацеей не стали.
Для решения проблемы фотографы стали применять «народное средство» — съемку кадра при закрытом крышкой объективе. В этом случае пользователь получает на черном фоне «маску», которую можно использовать для «вычитания» теплового шума из изображения. Данный способ зарекомендовал себя настолько хорошо, что используется в качестве штатной системы шумоподавления в некоторых новых моделях любительских камер. При включении режима подавления шумов методом «темного кадра» (dark frame) камера сначала фотографирует кадр, а затем при закрытом затворе снимает «маску» с матрицы при тех же значениях чувствительности и выдержки. Конечно же, данный метод неприемлем для непрерывной съемки, однако незаменим для фотографирования при слабой освещенности.
Прочие виды помех
Если количество электронов, образованных падающими на поверхность светочувствительного элемента фотонами, превышает максимальную «емкость» пиксела, заряд начинает «растекаться» по соседним элементам. При этом на фотографии наблюдаются белые пятна правильной формы, размер которых зависит от степени «засветки». Данное явление в оптоэлектронике называется блюминг (от английского blooming — размывание).
Для предотвращения блюминга используется так называемый электронный дренаж (drain), обеспечивающий отвод избыточных электронов. По методу реализации различают вертикальный и боковой дренаж — Vertical Overflow Drain (VOD), Lateral Overflow Drain (LOD).
Вертикальный дренаж осуществляется подачей потенциала на подложку ЭОП, причем его значение подбирается так, чтобы при достижении уровня переполнения «лишние» электроны стекали через подложку из потенциальной ямы. Побочным эффектом является уменьшение емкости потенциальной ямы и, как следствие, уменьшение динамического диапазона светочувствительного элемента. Кроме того, данная система неприменима в матрицах с обратной засветкой.
При боковом дренаже сток электронов осуществляется в специальные «канавки» (gates). В отличие от вертикального дренажа емкость светочувствительного элемента при этом не меняется, но зато уменьшается светочувствительная площадь пиксела. Впрочем, применение микролинз минимизирует данный негативный эффект.
Разумеется, использование дренажных устройств усложняет конструкцию ЭОП, однако вред изображению, наносимый блюмингом, значительно выше. Кроме того, без дренажа невозможна реализация электронного затвора.
Существует еще одна проблема, вызывающая появление отдельных пикселов-«паразитов», сильно отличающихся по цвету и яркости от окружающих точек. Они называются «залипшими» (stuck pixels) и возникают по причине того, что при «длинной» выдержке большой временной интервал в некоторых пикселах приводит к лавинообразному «срыву» электронов из канала и-типа в потенциальную яму. Если временной интервал, необходимый для такой «электронной лавины», перекрывает диапазон выдержек камеры, «залипшие» пикселы будут наблюдаться на каждом снимке.
Для удаления таких точек в большинстве современных камер используется специальное программное обеспечение. Его алгоритм сводится к поиску «залипших» пикселов и занесению их координат в служебную память фотоаппарата, в дальнейшем эти точки просто исключаются «из процесса формирования изображения. При поиске «залипших» пикселов величина заряда каждого элемента матрицы, генерируемого при подаче питания на сенсор, сравнивается с эталонным значением, также хранящимся в служебной памяти камеры.
Еще одно неприятное явление связано с паразитными электронами, генерируемыми в глубине кремниевой подложки и не попадающими в потенциальную яму. В процессе переноса заряда от одного элемента матрицы к другому эти электроны «размазываются» (smear), искажая изображение. В матрицах с буферизацией строк этот эффект практически незаметен, а вот в полнокадровых сенсорах для его компенсации «глубина залегания» потенциальной ямы значительно увеличивается.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.