Физико-химические основы фотографии

Физико-химические основы фотографии

Материалы и процессы черно-белой и цветной фотографии

Глава 1: Общие сведения о светочувствительных фотографических материалах
1.1 Строение черно-белых фотографических материалов
1.2 Состав и строение эмульсионного слоя
1.3 Характеристики эмульсии

Глава 2: Изготовление фотографической эмульсии
2.1. Схема процесса
   2.2. Эмульсификация

2.3. Первое (физическое) созревание
2.4. Переходные процессы
   2.5. Второе (химическое) созревание

2.6. Подготовка эмульсии к поливу

Глава 3: Общие сведения о спектральной сенсибилизации

Глава 4: Скрытое фотографическое изображение
4.1. Строение и свойства эмульсионных микрокристаллов
4.2. Прямое образование скрытого изображения
4.3. Сенсибилизированный процесс, образования скрытого изображения

Глава 5: Черно-белое проявление скрытого изображения
5.1. Общие сведения о проявлении
5.2. Составные части проявителя и их действие
5.2.1. Органические проявляющие вещества
5.2.2. Действие ускоряющего вещества
5.2.3. Действие антиоксиданта (консервирующего вещества)
5.2.4. Противовуалирующие вещества
5.3. Процесс проявления
5.3.1. Химические процессы, идущие при проявлении бензолами
5.3.2. Проявление фенидоном
5.3.3. Общие сведения о супераддитивности
5.3.4. Механизм избирательного действия проявителя
5.4. Рецептура проявителей
5.4.1. Общие сведения о типах проявителей
5.4.2. Обыкновенные проявители
5.4.3. Выравнивающие проявители
5.4.4. Мелкозернистые проявители
5.4.5. Контрастные проявители
5.4.6. Сверхконтрастные или инфекционные проявители

Глава 6: Фиксирование проявленных изображений
6.1. Фиксирование проявленных изображений
6.1.1. Кислые фиксажи
6.1.2. Дубящие и быстрые фиксажи
6.2. Дополнительные процессы обработки
6.2.1. Ослабление
6.2.2. Усиление

Глава 7. Процессы цветной фотографии
7.1. Процессы цветной фотографии
7.2. Цветное проявление
7.2.1. Первичное и вторичное цветное проявление
7.2.2. «Цветные» проявляющие вещества
7.2.3. Процесс цветного проявления
7.3. Принципы обработки многослойных материалов и получения на них цветного изображения.

В пленочной фотографии, светочувствительный слой – это эмульсия, содержащая микроскопические кристаллы галогенидов серебра, равномерно распределённые в желатиновой матрице. Когда свет попадает на пленку, в кристаллах, подвергшихся воздействию света, образуются центры скрытого изображения – микроскопические скопления металлического серебра. Эти центры невидимы невооруженным глазом, но играют ключевую роль в дальнейшей обработке.

Процесс проявки – это каталитическая реакция, усиливающая действие света. Проявитель – специальный химический раствор – избирательно воздействует на кристаллы галогенидов серебра, уже «заряженные» светом, превращая их в металлическое серебро. Чем дольше воздействие проявителя, тем темнее получится изображение.

После проявки пленка содержит негативное изображение – темные участки соответствуют светлым участкам сцены, и наоборот. Чтобы получить позитивное изображение, негатив используют для создания отпечатка. Фотобумага, также покрытая светочувствительной эмульсией, экспонируется через негатив, после чего обрабатывается проявителем и фиксирующим раствором. Фиксаж удаляет непрореагировавшие галогениды серебра, обеспечивая стойкость изображения к воздействию света.

Цифровая фотография, хотя и кажется совершенно отличной от пленочной, также базируется на взаимодействии света с светочувствительными материалами. Однако вместо галогенидов серебра, в цифровых камерах используются фотодиоды – полупроводниковые приборы, преобразующие свет в электрический сигнал. Этот сигнал пропорционален интенсивности света, попадающего на каждый фотодиод. Матрица фотодиодов – CCD или CMOS – записывает информацию о яркости каждого пикселя изображения. Сигнал обрабатывается электроникой камеры, превращаясь в цифровой файл изображения.

Несмотря на кажущуюся пропасть между пленочной и цифровой фотографией, основной принцип остается тем же: преобразование света в видимое изображение, управляемое физико-химическими процессами.


Понимание фото процессов позволяет фотографу глубже понять природу фотографии, мастерски управлять экспозицией, выбором пленок или настроек камеры, и создавать поистине ошеломляющие изображения. Именно это глубокое понимание позволяет перейти от простого снятия кадра к истинному творчеству.

Физико-химические основы фотографии


Комментарии

Добавить комментарий