Фотосъемка — технический и творческий процесс.

Качество будущего снимка, его технические и эстетические достоинства зависят от целого ряда специальных выразительных средств, которые будут рассмотрены в этом разделе.

ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ

1. КОМПОЗИЦИЯ

Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения.

Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства-освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли. композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

подробнее о фотокомпозиции


2. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ (СМЫСЛОВОЙ) ЦЕНТР

Выделение в кадре главного сюжетно-тематического центра называется изобразительным акцентом. В любых условиях съемки — в спокойной обстановке ателье или в жестком временном режиме событийной съемки — необходимо оценивать и общую ситуацию и композиционную и смысловую значимость каждого элемента сюжета. Элементов может быть много, но они далеко не равнозначны. Одни годятся для выделения смыслового центра. Другие — для характеристики обстановки. Третьи имеют изобразительное значение. А четвертые — помеха, они должны оставаться за пределами кадра.

Сюжетно-тематический центр кадра можно сформировать укрупнением главных элементов композиции, гадальным контрастом.

3. СВЕТОТЕНЬ

Светотень — строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки.

Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещенности, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений.

Через эффекты светотеневого контраста фотограф Должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он Должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

4. КОЛОРИТ

Колорит (краска, цвет — лат.) — характер взаимосвязи всех цветовых элементов, цветовой строй как одно из

средств правдивого и выразительного изображения действительности.

Главное, исходное свойство колорита — богатство согласованность цветовых оттенков, соответствующим цветовым оттенкам предметов действительности.

Правдивость колорита никогда не достигается механически точным «списыванием» с натуры. Отдельный световой тон не бывает колористически верен сам по себе, а только обязательно в строго определенной взаимосвязи с другими тонами.

Взаимодействием цветов фотограф должен стремит подчеркнуть характерное и существенное в сюжете

5. ПЕРСПЕКТИВА

Перспектива — закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.

Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самого предмета.

Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности.

Изменение цветов и тонов предметов, также обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной перспективой. Ее свойства: четкостью ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза, предметы находящиеся в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотеней в глубине смягчаются; постепенно угасают блики, рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.

В соответствии с этими закономерностями мы оцениваем расстояния на снимке: фигуры и предметы, о которых известно, что они имеют одинаковую контурную и объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находящимися тем дальше, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщенны их цвета. Фигуры — контрастные, четкие, темные — выступают на передний план.

6. ТОЧКА И МОМЕНТ СЪЕМКИ

Точка съемки — место, где находится фотограф по отношению к видимым или изображаемым предметам. Перемены точки съемки играют решающую роль в построении перспективы. От точки, с которой производится съемка, зависит характеристика образа. Достаточно сфотографировать лицо даже хорошо знакомого человека с непривычной точки, как заметно изменяются наши представления о нем. Мы не сразу узнаем его.

Каждая съемочная точка определяется тремя пространственными координатами: направлением, расстоянием и высотой. Изменение любой из координат оказывает существенное влияние на все изображение. Точка съемки может быть фронтальной, под углом, боковой; в портрете — анфас, труакар, профиль.

Искусство современной фотографии заключено в скорости видения, в зоркости наблюдения, в быстроте отбора кадра. Вот почему выбор точки съемки важно умело сочетать с выбором момента съемки.

Трудно, например, передать живое выражение лица, если фотограф долго готовится к съемке, а фотографируемый напряженно ждет — когда же сработает затвор? Тут необходимы быстрота реакции и чувство момента, особенно в спортивной съемке.

7. ПЛАНЫ И РАКУРС

Планы (плоскость — лат.) — пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наиболее существенным или заметным частям изображения и имеющие значение основных опорных пунктов при передаче впечатления глубины пространства (особенно в пейзаже).

Различают первый (передний), второй и задний (дальний) планы. В практике количество планов может быть значительно больше. Это целиком зависит от композиционного замысла фотографа, в частности от выбор точки съемки. В фотографии планы передают в основном через пропорции предметов и их перспективных сокращений, а также различиями в градациях светотени и в оттенках цветов.

Ракурс (укорачивать, сокращать — фр.) — переспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурсами называют обычно резко выраженные сокращения на снимках, выполненных под острым углом сверху или снизу, особенно вблизи.

Ракурс обостряет композицию, помогает выделить главное, гиперболизует объект съемки.

8. КОНТРАСТЫ

Контраст (резкое различие, противоположность — фр.) — одно из важных художественных средств. Направленное на противопоставление и взаимное усиление двух соотносимых свойств, качеств, особенностей предмета (объекта).

Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрастах. На деле разновидности контраста по его природе и назначению столь же многообразны, как и свойства воплощаемой фотографом действительности.

Изобразительный контраст служит средством выявления существенного, подчеркивает характерные свойства и особенности объекта съемки.

Среди контрастов различают масштабные противопоставления, противопоставления светлого и темного, яркого и блеклого, резкого и нерезкого, симметрии и асимметрии, ритма и аритмии, статики и динамики. От умелого применения таких противопоставлений зависит сила выразительности произведения фотоискусства.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение — распределение света в предметном пространстве по величине, направлению и характеру светового потока. С одной стороны, освещение — техническое средство, необходимое для осуществления съемки с другой, — оно одно из главных изобразительны средств, основа светотени, характера фотографического рисунка.

При распределении светотени необходимо правильно выбрать интервал яркостей (контраст) объекта, согласовать его с фотографической широтой пленки.

Интервал яркостей — отношение яркостей самого светлого и самого темного участков снимаемого объекта. Чем выше интервал яркостей, тем больше контраст освещения.

Чем выше освещенность и отражательная способность объекта, тем больше его яркость.

Яркость цветового тона зависит от длины волны лучей, отражаемых поверхностью объекта. Наиболее ярким является желтый цвет, наиболее темным — фиолетовый.

Когда интервал яркостей равен фотографической широте пленки (цифровую съемку см. «цифровая съемка»), выдержка должна быть определена абсолютно точно. Она имеет тогда только одно значение.

Когда интервал яркостей намного меньше фотографической широты пленки, возможны несколько выдержек. В этом случае некоторая неточность выдержки не сказывается на качестве негатива. Однако наилучшей из возможных выдержек будет минимальная, так как она обеспечивает получение негатива небольшой оптической плотности с максимальным разрешением мелких деталей в светах и тенях.

фотосъемка

Распределение света на предметах съемки: 1 и 3—света; 2—блик; 4—полутень; 5—собственная тень; 6—падающая тень; 7—рефлекс.

ЭЛЕМЕНТЫ СВЕТОТЕНИ
Различают следующие элементы светотени:
света — ярко освещенные поверхности;
блики — световые пятна на ярко освещенной выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется еще и зеркальное отражение;
тени — неосвещенные или слабо освещенные участки поверхности. Тени на неосвещенной стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом — падающими.
полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещен несколькими источниками света. Она Так же образуется на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом;
рефлекс — слабое светлое (иногда цветное) пятно на стороне тени, образованное лучами, отраженными близко лежащих объектов.

Элементы светотени образуют целую гамму светото-нальных переходов, богатый световой рисунок, как бы состоящий из множества тонов. Из них: блики представляют собой наиболее яркие тона, а тени — наименее яркие.

2. ВИДЫ ОСВЕЩЕНИЯ

По роду источников света различают естественное, искусственное и смешанное освещения.

По характеру освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным (рассеянно-направленным).

Направленное освещение создают прямой солнечный свет в ясный, безоблачный день, вольтова дуга, электролампа без арматуры и в рефлекторе с зеркальной поверхностью. Такое освещение создает на объекте съемки резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности оставляет в тени.

На снимке поверхности объекта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится достаточно дочно. Затененные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся.

Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, — применив отражательные подсветки или несколько источников света.

Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с матированной поверхностью, светильник, перед которым установлен рассеивающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на ней отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передается только форма и цвет объекта. Из-за отсутствия теней, и полутеней объект на снимке кажется почти плоским.

Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными.

Комбинированное освещение — сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительными преимуществами по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта.

Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение яркостей: яркость светов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки. Освещение может, быть также:
простым — свет имеет одно направление;
сложным — свет идет от нескольких источников в разных направлениях;
прямым — лучи падают на поверхность объекта под углом больше 45″;
косым — лучи падают на поверхность объекта под углом меньше 45°.

3. ПРАКТИКА ОСВЕЩЕНИЯ

Съемка при естественном освещении зависит от астрономических, метеорологических (погодных) условий, от дополнительного местного освещения, от особенностей окружающих предметов, влияющих на спектральный состав освещения (цветные рефлексы).

Под астрономическими факторами подразумеваются географические координаты данного пункта, которые определяются широтой и долготой, высотой стояния солнца и связанными с этим периодами съемочного дня.

В течение дня в зависимости от высоты солнца над горизонтом условия естественного освещения значительно меняются. Происходит изменение спектрального состава света, что очень важно при цветной съемке. Съемочный день в зависимости от высоты солнца принято условно делить на периоды.

Период низкого утреннего и вечернего освещения.
Солнце стоит над горизонтом под углом от 0 до 15°. В это время происходит резкое изменение спектрального состава солнечного света и соотношений освещенности вертикальных и горизонтальных поверхностей по мере подъема солнца над горизонтом.

Горизонтальные лучи света оставляют длинные, вытянутые тени от объектов. Отчетливо выявляются рельеф местности, объем предметов, планы, воздушная среда. Но такие условия складываются лишь в ясную, безоблачную погоду. В пасмурную погоду съемка при низком стоянии солнца затруднена. Освещение делается невыразительным, так как отсутствуют контрасты и тени.

Период нормального дневного освещения.
Солнце поднимается на высоту от 15 до 60° над горизонтом. В этот период наблюдается относительно равноценная освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей, незначительно изменяется спектральный состав освещения в светах и тенях.

В безоблачную погоду объекты получают выразительный рисунок, так как светотень выявляет объемы, фактуру, подчеркивает пространство. Это наиболее благоприятный период для фотографирования.

Период зенитного освещения.
Солнце поднимается над горизонтом под углом более 60°. При высоте солнца 70° наступают резкие контрасты освещенности горизонтальных и вертикальных поверхностей. Вертикальные поверхности объектов получают в полтора раза меньше света, чем горизонтальные. Это самый неблагоприятный период для фотографирования.

Период сумеречного освещения.
Глубина погружения солнца под горизонт составляет около 60°. В период сумеречного освещения направленный свет отсутствует, земная поверхность и все объекты освещены рассеянным светом неба.

Фотосъемка в сумерки производится для получения эффекта ночных снимков. В это время рекомендуется использовать дополнительное искусственное освещение.

ВАРИАНТЫ ОСВЕЩЕНИЯ.
Важно различать следующие варианты освещения по направлению солнечных лучей относительно объекта съемки со стороны фотоаппарата.

Фронтальное (или переднее).
Расположение и форма теней соответствуют общепринятому представлению о естественном освещении в природе. Но интервал яркостей невелик. Глубина пространства передается только благодаря линейной перспективе. Наиболее благоприятна для цветных съемок безоблачная погода, так как открываются возможности получить живописные композиции различных цветовых отношений при небольшом интервале яркостей.

Боковое и передне-боковое.
Создает четкое чередование светов и теней, ярких и затененных участков. Получается пространственная картина с хорошо очерченными объемом и рельефом поверхностей объектов. Это наиболее пластичное освещение.

Контровое (или контурное).
Хорошо выявляет контур предметов благодаря тому, что возникает световое обрамление. При таком освещении наблюдается значительный контраст яркости между светами и тенями, так как вертикальные поверхности объектов, обращенные к фотоаппарату, освещаются более темной стороной неба, а на горизонтальных поверхностях, на которые свет солнца падает сзади, под углами, близкими к зеркальным, в результате направленного рассеяния возникает яркий блик.

Небо при съемке против света имеет очень высокую яркость и, чтобы уменьшить соотношение яркостей земли и неба, перед объективом фотоаппарата устанавливают оттененные светофильтры.

При съемке на цветную пленку при контровом свете встречаются дополнительные трудности из-за того, что нужно учитывать явление иррадиации, когда светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих размеров, а темные на светлом фоне — меньше. Чтобы снизить яркость неба при съемке против света, а также в некоторых других случаях, применяют подсветы и затенители. Подсветы чаще всего представляют собой листы белой бумаги, наклеенной на фанерный щит. Интенсивным Подсветом может служить зеркало. Подсвет позволяет повысить яркости в теневых участках объекта и тем самым снизить контраст естественного освещения.

Затенители представляют собой раму, на которую натянут тюль или марля.

Съемка при искусственном освещении. При фотографированиии в помещении (особенно вечером) используют искусственное, чаще всего электрическое освещение. Но обычных светильников, смонтированных в помещении, бывает недостаточно. Для выявления на снимке существенных деталей приходится использовать при съемке еще и специялыгые дополнительные источники света. При этом фотограф получает возможность широко управлять освещением, регулировать по своему усмотрению мощность света, направление и характер световых потоков, продолжительность горения электролампы. Исксственное освещение создает большие изобразительные возможности для фотографа, чем естественное освещение, которым управлять практически невозможно. Оно позволяет абсолютно точно создать необходимые световые условия, стабильные по спектральному составу, что особенно важно при цветных съемках. Дает возможность многократно повторять однажды найденную удачную схему, совершенствовать ее и лучшие варианты повторять снова.

Путем выбора осветительных приборов, их мощности и размещения можно добиться нужного светотонального рисунка, перераспределить яркости объектов съемки и фона, создать необходимые изобразительные акценты бликами и тенями.

При фотографировании крупным и средним планами в помещении используют следующие виды искусственного света:

3аполняющий.
Равномерное, рассеянное, бестеневое освещение, имеющее достаточную интенсивность
Для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией Источников верхнего и переднего света.

Рисующий.
Резкий пучок света, направленный на сюжетно важную часть объекта. Его задача — создание основного светового эффекта. Такой свет должен давать большую освещенность на сюжетно важном участке по сравнению с общей освещенностью. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как дает очень контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или светах, из-за большого интервала яркостей.

Моделирующий.
Узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Основное назначение моделирующего света — улучшение градации светотени.

Контровой (или контурный).
Задний скользящий свет. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контрового света помещают позади объекта на близком расстоянии от него. Получают тонкую линию светового контура, которая может расширяться с удалением источника света от объекта.

Фоновый.
Освещает фон, на котором изображается объект. Освещенность меньше, чем освещенность, даваемая общим и рисующим светом. Бывает равномерным и неравномерным. Фоновый свет распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на темном фоне, а темные — на светлом.

Съемка при смешанном освещении. Смешанным называют освещение, складывающееся из естественного и искусственного света. Такое освещение встречается при фотографировании днем в помещении. Если в помещении много рассеянного дневного света, то его можно использовать как рисующий свет. Для создания рассеянного отраженного света применяют подсветы (отражатели из мятой алюминиевой фольги или просто из белой бумаги). Они не создают ярких, слепящих бликов на лицах людей. Отражатели с гладкой фольгой (зеркала) применяют для подсветки затененных участков в глубине снимаемого пространства, а иногда и для создания контрового или задне-бокового света.

Существенно расширяются изобразительные возможности фотографа в помещении в том случае, когда в его распоряжении имеются осветительные приборы. Например, прибор с металлогалогенной лампой или вспышкой создают световой поток, близкий по цветности дневному свету. Такие приборы можно использовать как источники рисующего и моделирующего света, а также для создания контрового и бокового света, для подсветки фона. При таком смешанном освещении подсветка должна использоваться так же широко, как и при фотографировании с одним естественным светом.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Экспонометрия — определение световых характеристик объекта.
Экспозиция — количество освещения, произведение освещенности на время освещения.
Эспонометр — прибор для определения выдержки при съемке. Не случайно фотоэлемент и гальванометр (составные элемента эспонометра) стали входить в конструкцию фотоаппаратов как основа объективных полуавтоматических и автоматических экспонометрических систем.

Определение экспозиции в современных условиях сводится к измерениям освещенности или яркости объекта съемки, в зависимости от светочувствительности фотоматериала. Давайте расмотрим несколько примеров на основе встроенных в фотоаппарат экспонометров.

2. ЭКСПОЗИЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЩЕЙ ЯРКОСТИ ОБЪЕКТА

Объектив фотоаппарата направляют на объект съемки. При этом получают средневзвешенную яркость всех участков объекта, попавших в поле кадра. Недостаток способа заключается в том, что при измерении учитываются яркости не только главных, но и второстепенных участков объекта. Это приводит к известным погрешностям в определении экспозиции. Так, при измерении яркостей объекта на темном и светлом фоне получатся разные результаты, хотя в действительности яркость объекта и в одном и в другом случае будет одинакова.

3. ЭКСПОЗИЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗМЕРЕНИЯ ЯРКОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ОБЪЕКТА
(матричный замер экспозиции)

Большинство современых камер осуществляют замер экспозиции по нескольким точкам на поле кадра, так называемый матричный экспозамер. При этом учитывается не только яркость объекта съемки, но расстояние до него. Такой способ замера экспозиции более эфективен.

Комментарии

Добавить комментарий

Школа фотографии